О театре

Академический театр им. Тургенева открыл 203-й театральный сезон музыкальной комедией «Жить и умереть на сцене»

Спектакль по мотивам известного водевиля Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин» поставил столичный режиссёр Ильдар Гилязев, а главную роль в нём сыграл народный артист РФ Пётр Воробьёв.

Этим спектаклем артист отметил свой 75-летний юбилей. Почти три часа любимец орловской публики, блистательный артист Пётр Воробьёв царил на сцене. Да, именно царил! Он показал, что «есть ещё порох в пороховницах», что, как и прежде, он может владеть залом, держать публику.

Пожилой актёр Лев Синичкин (Пётр Воробьёв), когда-то блиставший на сценах разных городов, приезжает в город, где работал в театре вместе с красавицей-женой. С ним рядом её уже нет, зато с ним - красавица-дочь Лизонька (Ольга Форопонова). Очень понравилось зрителям, что город, в который прибыли отец с дочерью, в этой версии пьесы называется…Орёл. На заднике сцены - узнаваемая старинная Болховская: будто стоишь ты у театра, и смотришь на уютную мостовую главной улицы Орла 19 века.

Художник спектакля Юлия Гилязева придумала в финале очень интересное решение «театра в театре»: когда на настоящей сцене тургеневского театра появляется сцена театра из пьесы. При этом зритель видит сцену сбоку, как бы из-за кулис. Поэтому с этой позиции очень хорошо видно то, что остаётся недоступным для глаз зрителя. В закулисье мы видим, как, волнуясь, стоит Лизонька в ожидании своего дебюта, как воинственно вытесняет её местная знаменитость, именитая актриса Раиса Сурмилова (Светлана Мартюшева) и как она переживает свой сценический позор. При этом мы имели возможность увидеть и происходящее на сцене - в виде безмолвной пантомимы.

Наивная Лизонька и надменная прима Сурмилова - две противоположности. Хотя режиссёр не выводит, кажется, ни одного однозначно положительного или отрицательного персонажа. Да, Лизонька чиста, свежа и мила, но актриса Ольга Форопонова не героизирует свой персонаж: она смогла мастерски изобразить глупенькую посредственность, которая со своим наивом и нарочито театральными жестами почти пародийна. Да, Синичкин - открыт, порывист и благороден, но методы, которыми он продвигает свою дочь на сцену, вызывают большие сомнения в его порядочности. Вместе с дочерью он подменяет письма, обманывает барина и так далее, то есть ведёт себя, как отъявленный интриган. Сурмилова - напыщенна, манерна и провинциальна, но зрителю так нравится рассматривать её шикарные платья, подчёркивающие стройную фигурку. А как забавно наблюдать за её любовными страданиями с картинными вздохами и запрокидываниями головы! Князь Ветринский (Михаил Лысанов) и граф Зефиров (Антон Карташев) - по сюжету герои-любовники, но в спектакле - комичны и порой жалки. Ветринский держит себя благородным аристократом, но уже при первом случае зазывает Лизоньку к себе в имение (которое, кстати, тоже из орловской географии - находится в Сабурово). Зефиров - и вовсе уморителен, когда появляется на сцене на самокате в вульгарном халате.

Отдельно стоит отметить персонаж Андрея Царькова - он играет драматурга Борзикова: актер сумел выработать для своего героя - нелепого, бездарного - целый характер: с дёрганой, нервической походкой, всклокоченными вихрами, плебейским покусыванием ногтей и непрестанным переминанием с ноги на ногу.

Пётр Воробьёв показывал на сцене школу. Ту - настоящую театральную русско-советскую школу, к которой принадлежали настоящие Артисты Артистычи, мастера, и в которой не было места посредственности. Подумать только, актёр на сцене - более полувека, сыграл более двухсот ролей, а не растерял своей душевной свежести, харизмы, чертовского обаяния. И опять же - Воробьёв показал прекрасную физическую форму, ведь, согласитесь, в 75 лет в течение нескольких часов бегать по сцене, танцевать, петь, произносить пламенные монологи… И самое главное, Воробьёв делает это талантливо! На него хочется смотреть и смотреть! А не это ли главное достоинство артиста?

После спектакля, после бурных оваций юбиляра Петра Воробьёва выходили поздравлять. Думаете, здесь он присел на предложенный ему стул? Нет, не таковы настоящие артисты! Пётр Воробьёв подыгрывал каждому поздравителю.

Видя такое дело, первый заместитель председателя облсовета Михаил Вдовин даже отказался от микрофона, сказал, что будет, как артист, говорить без усилителей звука. Поздравив юбиляра, вице-спикер даже расшаркался в театральном антраша - так заразительна харизма народного артиста! Выходили в этот день поздравить артиста актёры кукольного театра, подарили юбиляру куклу-собачку, ведь всем известно, что Воробьёв обожает собак. А ещё, по собственному же признанию артиста, сбылась его мечта - он сам управлял куклой, как настоящий артист-кукольник.

Поздравили артиста председатель регионального СТД Павел Легкобит, художественный руководитель театра «Русский стиль» Валерий Симоненко; прямо с вечернего спектакля «Ханумы» на сцену тургеневского театра прибыли актёры «Свободного пространства», забавно укутанные в банные простыни и с вениками в руках. Блестяще поздравили любимого коллегу и актёры тургеневского театра, которые разыграли на сцене настоящее шоу: народного артиста усадили на трон, обмахивали его экзотическими перьями и признавались в любви - не сценической, а настоящей, человеческой, искренней.

Сам актёр, отложив в сторону гору букетов и подарков, вышел и низко поклонился своим коллегам, любимому зрителю, родному театру - всем, ради кого он живёт на этой сцене - и не собирается умирать!

Источник: Орел-Регион

    26.10.2017