О театре

Орловский академический театр им. И.С. Тургенева открыл свой 204-й сезон спектаклем «Дубровский»

Доронин сам написал инсценировку знаменитого романа, сам же занимался художественным оформлением спектакля, создавал костюмы для героев. Почему неоконченный роман? Алексей Доронин говорит, что оставляет финал романа открытым, как бы незавершённым. Зритель сам для себя определяет, по какой линии пойдут герои дальше, после известных событий.

С самого начала спектакля зритель погружается в мрачную атмосферу крепостного мира. По тёмной сцене стелется дым, звучит жутковатая музыка. Тихой поступью, с отрешёнными лицами по сцене движется караван крепостных девушек-горничных в тёмных одеждах с серыми передниками. Их периодически окрикивает ключница с плёткой в руках (заслуженная артистка России Татьяна Попова). Полное ощущение, что ты находишься на территории тюремной зоны. А ведь для крепостных крестьян - это и есть тюрьма! Тяжёлой громадой возвышаются мрачные стены крепостного двора. Отличная находка режиссёра - эта декорация-трансформер. В огромном, деревянном, казалось бы, едином щите, то открываются окошки, то распахиваются двери. Очень эффектно, сквозь узкие щели крепостной стены, зловещим, красным пламенем мерцают огненные языки в сцене пожара. Важные сцены (суд, метания потрясённого обманом старшего Дубровского, монолог молодого Дубровского) проходят на мостике между щитами, которые в определённые моменты разъезжаются. Холодные, каменные фигуры медведя и гончей собаки по краям сцены дополняют картину барского двора с псарней и танцами с медведями.

В густом облаке дыма, как будто из адова чрева, появляется на сцене Кирилл Петрович Троекуров (заслуженный артист России Павел Легкобит). Прекрасная актёрская работа, которой Павел Иванович отметил своё 40-летие служения театру! Его лицо надменно и мертво. Мертво для малейшего проявления человечности и любви. С демоническим смехом он срывает с шеи своего старого друга помещика Андрея Гавриловича Дубровского (заслуженный артист России Михаил Корнилов) нательный крестик. Это очень важная деталь, потому что этот маленький крестик пройдёт красной нитью через весь спектакль, станет его духовной доминантой. Молодой Дубровский (Павел Клячин), претворяя в жизнь свой страшный план мести за смерть отца, вернёт крестик. А в финале он как бы трансформируется в огромный тяжёлый крест - такой, какой нёс на Голгофу Иисус Христос. Свой крест понесёт на свою Голгофу молодой Дубровский…

Очень интересен персонаж, который есть в романе Пушкина, но в спектакле он обретает совершенно другой образ, другое предназначение. Это господин Дефорж (Михаил Лысанов). В высоком котелке, с выбеленным лицом, с тростью в руках, он появляется на сцене в кульминационные моменты спектакля. Это некий образ судьбы. Он будет кружить на руках Машу (Наталья Ткаченко), которая не знает, как ей поступить, которая осознаёт всю фатальность своей любви к Дубровскому. Очень эффектная, красивая сцена!

Отдельной темой в спектакле звучит тема взяточничества, сутяжничества, обмана. Ярким воплощением этих отвратительных явлений и прошлого, и настоящего времени стал заседатель Шабашкин (заслуженный артист России Николай Чупров). Он с омерзительным подобострастием трясётся перед Троекуровым, исполняя все его гадкие замыслы. Окружение Троекурова тоже насквозь продажно и гнило. Очень выпуклым получился образ лакея Тимошки (Сергей Евдокимов). Жуя крепкие яблоки, он как машина исполняет приказания своего барина.

Напряжённой и страшной вышла сцена разговора Маши с Дубровским перед её венчанием с князем Верейским (Сергей Аксиненко). Маша заключена в настоящую железную клетку, как птица она бьётся сквозь её прутья, пытаясь вырваться к любимому.

Спектакль «Дубровский» - для думающего зрителя. Он насыщен философскими символами и метафизикой. Замечательное музыкальное и художественное оформление, глубокая игра актёров не оставили в зале равнодушных зрителей.

После спектакля труппу театра и зрителей с премьерой и открытием театрального сезона поздравили первый заместитель губернатора и председателя правительства области Вадим Соколов, первый заместитель председателя Орловского областного Совета народных депутатов Михаил Вдовин, глава администрации Орла Александр Муромский.

- Не случайно год 200-летия Тургенева театр, носящий его имя, начинает с постановки произведения Александра Пушкина. Это символизирует то, что гениальность русской классики актуальна всегда. Сегодня в том, что написано века назад, мы находим очень важные, нужные для себя вещи, - сказал Вадим Соколов.

Он также отметил, что 2018 год является юбилейным для председателя Орловского отделения Союза театральных деятелей РФ Павла Легкобита и пожелал актёру новых успехов. Директор академического театра Елена Казакова поблагодарила публику за верность искусству.

Артисты и сотрудники театра были отмечены почётными грамотами Орловского областного Совета народных депутатов, управления культуры и архивного дела региона.

Впервые за долгие годы, благодаря инициативе директора театра Елены Казаковой, на открытии сезона на сцену вышла вся труппа театра, работники всех цехов. Это было очень приятно зрителям. От лица коллектива театра Елена Казакова поблагодарила режиссёра премьерного спектакля Алексея Доронина за замечательную работу, и намекнула на то, что «Дубровский» - не последняя работа Доронина в орловском театре.

Источник: Орел-регион

    22.10.2018