О театре

«Последний колдун» – это чудо!

В 2018 году исполняется 150 лет премьерному показу пьесы «Последний колдун» в Париже и 25 лет  – первой постановке этой оперетты в ОГАТ.

Наша газета продолжает цикл публикаций, посвященных 200­-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Помимо названных юбилеев, это еще и год 175­летия со дня первой встречи Ивана Тургенева и Полины Виардо, соавторов маленького шедевра с названием «Последний колдун».

Одна, но пламенная страсть

Отношения этих двух щедро одаренных природой творческих людей причисляют к самым долгим историям любви. И самым драматичным.

– Вернее было бы назвать это историей любви только одного человека, – считает директор музея ОГАТ, исследователь жизни и творчества Тургенева Алексей Костяков. – Сорок лет великий русский писатель жил в статусе вечного друга семьи Виардо, «на краешке чужого гнезда», бок о бок с мужем и детьми оперной певицы Полины Виардо. И даже в пожилом возрасте готов был «хоть дворником» последовать за ней на край света.

Сам же Тургенев свое положение расценивал иначе: «Судьба не послала мне собственного моего семейства, и я прикрепился, вошел в состав чуждой семьи, и случайно выпало, что это семья французская. С давних пор моя жизнь переплелась с жизнью этой семьи. Там на меня смотрят не как на литератора, а как на человека, и среди ее мне спокойно и тепло».

«Проклятая цыганка»

Начинающий литератор Иван Тургенев был впервые представлен Полине Виардо 1 ноября 1843 года как «великорусский помещик, хороший стрелок, приятный собеседник и плохой стихотворец». 25­летний Тургенев с первого взгляда влюбился в 22­летнюю француженку, приехавшую в Санкт­Петербург с парижской Итальянской оперой. Ее исполнение Розины в «Севильском цирюльнике» сразу же ввело молодую певицу в круг мировых оперных знаменитостей.

Современники вспоминали, как с началом пения примы по залу будто пробегала иск­ра, публика впадала в экстаз, не замечая ни сутулости Виардо, ни слишком крупных черт ее смуглого лица.  «Хорошо поет проклятая цыганка!» — не без ревности призналась, услышав выступление Полины, мать Тургенева.

А.Н. Островский писал: «Тургенев признавался мне, что Виардо имеет над ним какое­то особое влияние, он находится в ее присутствии как бы под сильнейшим гипнозом». Для Тургенева – человека, склонного к барственной лени, это подчинение оказалось благотворным. Спустя годы Виардо шутливо утверждала: русские ей обязаны тем, что Тургенев продолжает писать и работать.

Домашний театр

В 1863 году Виардо оставляет сцену и, поселившись в Баден-­Бадене, открывает школу подготовки оперных певиц. Полина задумала организовать музыкальный театр и ставить в нем оперетты – театральный жанр, предложенный Оффенбахом. Музыку она пишет сама, а Тургенев пробует себя как музыкальный драматург, сочиняя либретто для небольших оперетт.

«…Я пустился писать французские либретто, которые г­жа Виардо восхитительным образом кладет на музыку. Исполняют эти оперетки ее дети и воспитанницы. Музыка действительно прелестна, особенно последняя оперетка. «Последний колдун» – чудо!».

Создание музыкального театра живо захватило писателя. Он с жаром участвовал в репетициях, исполнял все главные роли. Из всех оперетт – «Слишком много жен», «Зеркало», «Людоед» – самая завидная сценическая судьба у «Последнего колдуна». На премьерном показе в школе Виардо главную роль стареющего мага и отца взрослой дочери Кракамиша играл сам Тургенев.

Премьера в России

Писатель мечтал о постановке «Последнего колдуна» на родине, прилагал для этого немало усилий, хлопотал, вел переговоры, но сделать ему этого не удалось. И только в 1993 году театр имени И.С. Тургенева осуществил в Орле первую в России постановку оперетты­фантазии «Последний колдун». На премьере, которая закрывала всероссийский теат­ральный фестиваль «Русская классика», играл настоящий симфонический оркестр, маленьких эльфов танцевали ученицы хореографической школы, а воспитанницы хоровой школы исполняли их вокальные партии. Запели и драматичес­кие актеры – первые исполнители ролей: народный артист России Петр Воробьев, заслуженный артист России Алексей Магдалинин, актеры Нелли Галченко, Сергей Коленов, Галина Гончарова, Елена Полянская.

Известный тургеневед Александр Колесников опубликовал в журнале «Московский наблюдатель» свои впечатления от этого спектакля: « В тот вечер, стоя у парадного подъезда Орловского драматического театра имени И.С.Тургенева, хотелось воскликнуть – вот уж подлинно новинка! Мы присутствовали на историческом российском театральном событии: спустя годы, десятилетия сцена вслед за литературоведами, текстологами, комментаторами и музыковедами брала слово в обсуждении загадочного, почти неправдоподобного романа Тургенева с опереттой… С появлением орловского спектакля мы можем шире взглянуть на тургеневский театральный опыт в целом. И его история про стареющего мага­чернокнижника, теряющего могущество в борьбе с волшебством самой природы, нам не менее важна и интересна, чем его известные сочинения с состоявшейся судьбой и громкой славой…».

Спектакль жил на тургеневской сцене пять сезонов и пользовался неизменным успехом. Театр возил его и во Францию.

В Орле нет оперного театра, и для многих зрителей эта постановка была особенно интересна и заманчива. Как сообщил Алексей Костяков, в перспективных планах ОГАТ постановка оперетты «Людоед», еще одной совместной работы Тургенева и Виардо. Запасемся терпением…

Валентина Новошинская

Источник: «Орловская городская газета»

    10.04.2018