О театре

В орловском театре показали весёлую молодёжную комедию с пирушками, стрельбой и приводом в милицию

На премьеру спектакля «Прощание в июне» по одноимённой пьесе Вампилова собрался полный зал. Зритель смеялся от души! А в финале загрустил: о тех безвозвратно ушедших временах (пьеса написана в 60-х), когда молодым людям ещё стыдно было предавать свои лучшие чувства ради выгоды.


Это раньше считали: «береги честь смолоду», а сейчас - «думай о карьере смолоду». Но так ли уж безвозвратно ушли от нас идеалы 60-х годов? Ответом на этот вопрос задался молодой питерский режиссёр Артём Петров в сложившемся творческом тандеме с художником-постановщиком Александром Храмцовым.

Всё в спектакле говорит о том, что дело было более полувека назад - о 60-х свидетельствуют стилизованные костюмы и прически персонажей: лодочки, подчёркнутые талии, высокие пучки…Соответствуют той эпохе и мебель, посуда, предметы интерьера… И всё это, подчёркивает художник, настолько далеко от нас, что совсем нереально: все предметы на сцене … ненастоящие - это фанерные конструкции, изображающие обстановку в комнате общежития, в ректорском кабинете и в его квартире, даже фонарь и скамейку на автобусной остановке, и афишную тумбу …. Да что там - даже посуда на столах у героев из фанеры! И клумбы стоят бесцветными фанерными громадами. Всё неживое, всё покрыто пеплом времени… Но не стоит спешить с выводами: постановщики в финале ещё преподнесут вам сюрприз!

Главную роль в спектакле - роль студента-выпускника Колесова сыграл молодой актёр Александр Аксиненко, для которого она стала дебютом на профессиональной сцене орловского театра (где, к слову, давно работают родители Саши - Елена Полянская и Сергей Аксиненко). Роль Тани, возлюбленной Колесова, исполнила Марианна Еремеева. Прекрасный актёрский дуэт! Трогательная, изящная, милая Таня и открытый, с горящим мечтательным взглядом, слегка нахальный, как и полагается герою 60-х, интеллектуал-остряк Колесов.

Весь спектакль зритель ностальгирует по добрым временам Советского Союза, глядя на высокие причёски девушек, их платья в горох и белые туфельки, слушая «Последнюю электричку», вспоминая весёлые вечеринки в студенческих общагах. Мы просто наслаждаемся молодыми красивыми лицами, нешуточными любовными страстями, громкой жизнерадостной музыкой (музыкальное оформление - Артём Петров). Здесь нет закрученного сюжета, обычная история, как в жизни: высокопоставленный папаша - ректор университета Репников (Виктор Межевикин) пытается разлучить свою дочь со студентом Колесовым, которого он считает отъявленным хулиганом и потому совсем не парой для единственного дитяти. Сторону влюблённой дочери занимает её мать Репникова (Светлана Мартюшева). В свое время она вышла замуж по расчёту, и, живя сейчас в достатке, но без любви, не хочет такой судьбы для дочери. Она отчаянно пытается расшевелить, встряхнуть своего мужа, оживить его зачерствевшее сердце.

Параллельно главной линии идёт любовная линия друзей Колесова - Васи Букина (Сергей Евдокимов) и его жены Маши (Алина Сидорчук). На фоне их расстроившейся из-за глупой ссоры свадьбы и закручивается завязка сюжета. Шумная ватага студентов очень колоритна! Маша терпеть не может смешного, вечно пьяного друга Букина - Гомыру (Андрей Моисеев), Букин же не собирается из-за капризов жены ссориться с товарищем. Масла в огонь подливает давно влюблённый в Машу и выжидающий момента перспективный Фролов (Сергей Гнедов).

В пьесах Вампилова главный нерв всегда сосредоточен в проблеме нравственного выбора. Колесов отказывается от любимой девушки ради заветного диплома. Сделка с отцом возлюбленной совершена: или Таня, или диплом. Колесов заплатил за карьеру и благополучие дорого - любовью.

То, что всё на этом свете можно купить или продать, нашему герою внушил ещё один персонаж спектакля, казалось бы, второстепенный: невезучий Золотуев (ещё одна выдающаяся роль в копилке великолепного актера Андрея Царькова), считай, жизнь положил, чтобы убедиться - всё продается. Ан нет! Настоящие ценности - такие как честь, любовь нельзя купить. И продать их у нашего начинающего жизнь Колесова тоже не получается.

Интересно, что режиссёр вмешивается в авторский замысел Вампилова. У драматурга Таня не прощает Колесову попытку торговать их любовью, и они расстаются в финале. Постановщик орловского спектакля Артём Петров решил «помирить» влюблённых, дать им шанс ещё раз. И на той же автобусной остановке, где молодые люди познакомились, они вновь соединятся.

…И в тот же миг бесцветные фанерные декорации неожиданно для зрителя «оживают»: фанерный нарисованный фонарь становится настоящим, полноценным, объёмным, цветным фонарём, и афишная тумба из плоской фанерной иллюстрации к пьесе из далёкого прошлого превращается в настоящую, точно такую, какую можно увидеть на наших современных улицах. Нет, говорят нам постановщики этим потрясающим сценографическим ходом, не застывшее прошлое перед нами, не картинки из истории, а настоящая, живая современность, в которой и сейчас, как и полвека назад, есть место чести и непродажной любви.

Вот такой неожиданно оптимистичный финал, заставивший улыбнуться погрустневшего было зрителя. Дружной, радостной толпой вышли на поклон молодые артисты. Выбежал на сцену и молодой режиссёр Артём Петров. Вместе с артистами он забавно и трогательно, совсем как мальчишка, прыгал по сцене под аплодисменты зрителей. Лето, молодость, любовь!

Источник: Орел-Регион

    23.05.2018