О театре

«Я надеюсь, что этот год станет переломным»: интервью с директором ОГАТ имени И.С. Тургенева Еленой Казаковой о жизни театра

2019 год в России объявлен годом театра. «Орловские новости» побывали в старейшем театре региона — орловском академическом театре имени И.С.Тургенева, пообщались с его директором Еленой Казаковой и делятся с вами историей, чем театр живет сегодня и что будет завтра. Поговорили о премьерах, фестивалях, и не обошли стороной резонансный вопрос с «провальной» реконструкцией театра.

- Елена Ивановна, как известно, 2019 год в России объявлен годом театра. Расскажите, что приготовил театр горожанам в этот год? Какие проекты особенно можно отметить?

В 1988 году в театре был создан и на протяжении семи лет проходил фестиваль «Русская классика». Но после этого идея замолкла и фестиваля долгое время не было. В этом году мы получили грант от Министерства культуры и в этом году в Академическом театре фестиваль «Русская классика» будет. Он пройдет в конце октября. Уже есть договоренности с рядом театров. Это одно из главных событий в жизни нашего театра в этом году. И конечно же, мы будем радовать наших зрителей новыми интересными постановками.

- Были ли у вас уже премьеры в новом сезоне? Что это за постановки?

Да, у нас уже прошли две премьеры. И обе очень удачные. Первая премьера была по произведениям Чехова «Семейное счастье». Ставил её народный артист России Петр Сергеевич Воробьёв. Постановка получилась очень лёгкая, интересная, но одновременно с этим история, разыгрывающаяся на сцене, заставляет о многом задуматься. Люди, выходя из зала, начинают думать, что есть семейное счастье, всегда ли мы правы в своих отношениях и правильные ли выводы иногда мы делаем. Порой скандалы происходят на пустом месте, потому что кто-то кому-то что-то не так сказал, кто-то кому-то не уступил и т.д. Этот спектакль нужно обязательно посмотреть для переоценки каких-то семейных ценностей.

Вторая премьера – это театральный концерт «Любовь длиною в жизнь». Этот спектакль ставила молодая очень талантливая актриса нашего театра Екатерина Аршинова. Спектакль получился очень романтический: весь вечер говорили о любви. В постановке были задействованы маленькие дети. И эта история любви прошла через разные стили, через разные эпохи, через разные поколения, через музыку. Получилось зрелищно и ярко. И именно этим спектаклем мы будем закрывать театральный сезон.

- Какие еще премьеры ожидаются в этом году?

Сейчас на выходе у нас еще одна премьера. Называется она «Аристократы поневоле» Эдуардо Скарпетта. Это комедия положений. Ставит этот спектакль молодой и талантливый режиссер из московского театра Ленинского комсомола Сергей Дьячковский. Открытие нового сезона также будет ознаменовано новой постановкой «Хитроумные влюбленные». Будет ставить московский режиссер из театра имени Е.Б. Вахтангова Владимир Бельдиян. Он уже приезжал в Орел и договоренность с ним есть.

- Чем еще знаменателен этот год?

Как вы знаете, сейчас театр находится без художественного руководителя. И этой должности в академическом театре больше не будет. У нас будет главный режиссер. Более того, он есть и уже приступил к работе. Это Алексей Викторович Доронин. Если вы видели спектакль «Дубровский», то именно Доронин его поставил. Именно после этого спектакля мы и пригласили его с нами поработать. Его сразу приняла труппа. Его здесь любят, уважают. Он нашел общий язык со всеми. Что касается его профессионализма, то Доронин закончил Московское Щукинское театральное училище по профессии артист театра и кино. Позже он прошел переподготовку как режиссер театральных постановок. Другими словами, молодой, перспективный, талантливый, со своими свежими идеями. И я надеюсь, что этот год станет переломным в жизни нашего театра. К этому уже есть предпосылки. Я регулярно отслеживаю продажи. По сравнению с прошлым и позапрошлым годом к нам вернулся зритель. 

И кто же сегодня посещает театр? Есть ли среди посетителей молодежь?

У академического театра есть свой пласт зрителя: это творческая интеллигенция, которая любит классику. Но у нас появились новые постановки, и в связи с этим у нас появился и новый зритель, пришла и молодежь. В прошлом году мы выпустили спектакль «Безмолвие». Это новый взгляд на Тургенева и на «Му-му». По пьесе Антон Карташов написал сам инсценировку и сделал удивительный спектакль о любви. Именно о любви, а не о жестокости или ненависти. Другой спектакль «Дубровский» - до сих пор хорошо продается, хотя премьера была в начале прошлого сезона. Спектакль уже практически полгода держится на продажах. Это говорит о том, что постановка необычная, интересная, загадочная, музыкальная.  

- Состоятся ли гастроли театра в 2019 году?

Гастроли в этом году уже были. Мы ездили в Тамбов, а Тамбов приезжал к нам. И гастроли еще будут. Мы поедем в Иваново, а Иваново поедет к нам. Жизнь кипит. Театр уже сходит с ума от количества событий, которые здесь происходят. В этом году мы будем также принимать участие в ряде фестивалей в других городах. И мы надеемся на хорошие призы. Мы везем спектакль «Дубровский» на фестиваль в Брянске, спектакль «Безмолвие» на фестиваль в Лобню, и мы обязательно будем участвовать в фестивале «LUDI» с тем же «Безмолвием».

А что насчет финансирования? Есть ли какая-то дополнительная государственная поддержка в связи с объявленным Годом театра?

К сожалению, у драматических театров не такая серьезная поддержка, как у детских театров, ТЮЗов и театров кукол. Для сравнения ТЮЗу и театру кукол в этом году дали по 7 млн рублей на постановки. Нам, конечно, на постановки денег никто не дает. Но мы пытаемся попасть во все гранты, в которые мы можем попасть для того, чтобы получить хотя бы что-то. Один грант на проведение фестиваля мы уже получили. Мы получили поддержку Минкульта, а также в качестве софинансирования и правительства Орловской области, и какую-то сумму придется, конечно, вложить самому театру – это даже не обсуждается. Сейчас мы готовим заявку и надеемся получить грант на большие гастроли. Есть такая федеральная программа. Но до этого театр в ней не участвовал. У нас уже есть подтверждение от Пензенского драматического театра – они готовы нас принять. По этой программе мы еще не знаем – получим грант или нет. Решение будет принято в августе. Но если попадем, то – слава богу, а если не попадем – значит обойдемся Иваново, найдем еще какие-нибудь обменные гастроли, но все равно куда-нибудь да поедем и ездить будем много.

- Несколько лет назад в театре им. И.С. Тургенева, где мы сейчас находимся, прошел ремонт, результат которого вызвал крупный скандал. Чиновники постоянно обещают довести ремонт орловских театров «до ума». А что на самом деле происходит сегодня? Перешли ли чиновники от слов к делу?

В этом деле есть хорошие подвижки. Есть положительное решение губернатора все-таки театрам помочь. Дано протокольное поручение департаменту строительства, чтобы в этом году в рамках Года театра все работы были проведены. Все, конечно, они не сделают, потому что это очень большие суммы, но основное – да. Уже составлены сметы, идет госэкспертиза. И я думаю, что в ближайшее время, в течение месяца уже начнутся работы. Проблем много, но крыша, которая течет на сцену, обязательно будет делаться. Кроме того, будут устраняться замечания по пожарной безопасности. И я уверена, что в этом году все работы будут выполнены, потому что на то есть воля губернатора. Конечно, мы испытываем нехватку в недопоставленном оборудовании. И в этом отношении пока финансирования нет. Это очень дорого. Есть уголовные дела, это не секрет, но там брать не с кого и нечего. Мы, конечно, понемногу будем пытаться добиваться финансирования и в этом направлении. Как говориться, осилит дорогу идущий. Если стоять на месте и жаловаться на судьбу, ничего не будет. Надо двигаться потихонечку, маленькими шажочками вперед, вперед, вперед, вперед… Вот мы и двигаемся. В ближайшей перспективе целая масса новых интересных спектаклей.

-  Каким вы видите будущее театра? Станет ли год театра в России стартом для новых интересных начинаний?

Театр имеет потенциал к тому, чтобы жить и развиваться. Мы работаем с мощной труппой: актеры разных возрастов и разных планов. Вы знаете, что есть такое понятие «амплуа». Есть актеры, которые из своего амплуа практически никогда не выходят. Вот ему дали амплуа злодея и он всю жизнь злодеев одних и играет, есть у него амплуа герой-любовник – вот он героев-любовников и играет. Конечно, амплуа у актера должно быть, но наши актеры могут быть разными. Они как пластилин и, режиссер может делать с ними все, что угодно: они поют, они танцуют, они в хорошей физической форме, следят за собой. Обратите внимание, у нас очень красивая труппа. Если вернуться к спектаклю «Дубровский», то я, например, не могла себе представить Павла Ивановича Легкобита в роли Троекурова. Павел Иванович по своей натуре интеллигентный, мягкий, очень обходительный. Но в этом спектакле его вообще невозможно узнать – совершенно другой человек и он в этой роли прекрасен. И я могу однозначно сказать, что у театра очень большое будущее, потому что есть и желание, и возможности. Новые постановки, новый подход к рекламе, работа с социальными сетями. Раньше к этому здесь относились скептически, но работа со зрителем ведется. Они пишут мне, актерам в социальных сетях и каждый из них получает ответ на свой вопрос. Театр живет в ногу со временем. А как иначе? Можно, конечно, смотреть назад, но глядя назад, вперед не пойдешь.

- Вы сами в театре недавно. Директором вас назначили буквально полгода назад. Есть что-то, чем вы особенно гордитесь в проделанной вами работе?

Я не могу сказать, что сделала всё одна. Один в поле не воин. Есть коллектив и, он меня принял, поверил мне. Есть художественный совет, который все это время меня поддерживал. Придя сюда, я оказалась в непростой ситуации -  сменился директор и тут же худрук ушел. Мне приходилось с одной стороны заниматься творчеством, а с другой – хозяйственными делами. Я пришла на «ноль» на счете, у меня были обязательства по выпуску спектакля, открытие сезона на носу. Я до сих пор не могу поверить, как мы все с этим справились, как мы вырулили из этой ситуации, выпустили большой спектакль, в котором занято 38 человек (не говоря уже о декорациях и костюмах). И то, что мы в этой непростой ситуации открылись успешно, с хорошим спектаклем «Дубровский», который до сих пор на плаву – я считаю, это большая заслуга коллектива театра.

Беседовала Елена Торубарова   

Источник: Орловские новости

    29.03.2019