О театре

За живой водой - русским словом и духом – к Тургеневу в Тургеневский театр

Каждый Тургеневский спектакль всегда особенный, непохожий на другие. Так говорят зрители-старожилы, кто из года в год не может отказать себе в удовольствии напитаться живой водой русской словесности, не замутненной никакими культово-клиповыми примесями, от которых устала душа.

Ещё при жизни Ивана Сергеевича ге­рои его произведений вышли на ор­ловскую сцену. 14 ноября 1873 г. сос­тоялось представление его пьесы «На­хлебник». Её показала труппа П.М. Медведева. В начале следующего се­зона «Нахлебник» вновь был поставлен в Орле. А в сезоне 1882–83 гг. орлов­ские зрители увидели героев повести «Степной король Лир».

После смерти Тургенева каждая «круглая» дата со дня его рождения или кончины непременно отмечалась. Так, в сезоне 1893–94 гг. несколько раз были показаны «Вечер в Сорренто» и инсценировка романа «Дворянское гнездо». К пьесам и инсценировкам произведений писателя-земляка нередко обращались бенефицианты. Артист С.Ф.Сабуров в свой бенефис 21 мая 1896 г. поставил одноактную комедию «Завтрак у предводителя, или Полюбов­ный дележ».

Тургеневские спектакли привозили в Орел и артисты столичных театров. Ле­том 1897 г. артисты петербургских те­атров сыграли здесь «Провинциалку». Через два года эта комедия была сыг­рана артистами местного городского театра.
Интересная страница жизни героев тургеневских произведений — поста­новка в Орле оперы А.Симона «Песнь торжествующей любви» (декабрь 1897 г.), либретто которой было создано по одноименной повести. Премьера опе­ры состоялась 2 декабря того же года на сцене Большого театра в Москве.

Орловский театр отмечал юбилей не только самого писателя, но и его про­изведений. Так, в 1900 г. дважды была поставлена самая значительная пьеса — «Месяц в деревне» — в январе и в ноябре. А в сентябре того же года был вновь поставлен «Завтрак у предводителя» и показана инсценировка романа «Отцы и дети».

К драматургии Тургенева обращались и любители сценического искусства, как бы соревнуясь с профессиональными артистами. Достаточно сказать, что по­пулярный в Орле «Завтрак у предводи­теля» в ноябре 1902 г. показывали поч­ти одновременно артисты Городского театра и учащиеся реального училища.

В августе 1903 г. в Орле состоялся вечер памяти Тургенева в связи с 20-летием его кончины. Приехавшая из Пе­тербурга знаменитая актриса Александ­рийского театра М.Г.Савина читала отрывки из «Месяца в деревне» и «Провинциалки». Как известно, именно в тургеневских ролях Мария Гавриловна снискала себе всероссийскую славу.

В начале марта 1907 г. работавшая в Орловском театре драматическая труп­па показала первый акт социально ост­рой психологической драмы Тургенева «Нахлебник». Затем эта пьеса ставилось в юбилейном 1908 г. (вместе с «Провинциалкой» и «Завтраком у предво­дителя»). До революции последняя пье­са ставилась в Городском зимнем те­атре в 1913 г.

С этого времени в тургеневском ре­пертуаре Орловского театра, если не считать «Вечер в Сорренто» (1918), «Ме­сяца в деревне» (1939, 1952, 1962, 1973), «Хо­лостяка» (1963, 1968), «Провинциалки» (1988) и «Завтрака у предводителя» (1991), превалируют инсценировки знаменитых романов. «Отцы и дети» — в 1908, 1933 (под названием «Евгений Базаров») и в сезонах 1948-49, 1977-78 годов; «Накануне» — в 1915 (бенефис артиста Истомина), 1944, 1947, 1951, 1972 годах; «Новь» — в 1957 г., «Дым» — в 1968 (к 150-летию со дня рождения И.С.Тургенева), 1990 г., но особенно мно­го — «Дворянское гнездо», целых семь раз с 1909 по 1966 гг. (09-10 марта1966 года спектакль прошел на сцене Кремлевского театра), затем в сезонах 1975-76, 1982-83 гг.

Конечно, были среди инсценировок талантливые пьесы, созданы по ним отдельные яркие спектакли, однако ни артистам, ни зрителям они не заменят оригинальной драматургии великого писателя, и лучшие достижения орловских актеров связаны все-таки с работой над оригинальными образами писателя. Не случайно постановка «Месяца в деревне» Орловским театром (1939) названа «отрадным явлением в сценической ис­тории пьесы» (режиссер М.М. Ляшенко, он же исполнитель роли студента Беляева, Верочка — артистка В.А. Мар­тен). Высокую оценку постановке той же пьесы в 1952 г. дали ленинградские ученые, побывавшие в Орле в юбилей­ные тургеневские дни. К высшим дости­жениям Орловского театра отнес жур­нал «Театральная жизнь» спектакль «Хо­лостяк» (1963, режиссер А.М. Бахвалов, в роли Мошкина С. П. Козлов).

Орловский театр на три года старше И.С.Тургенева, его история вместила в себя и всю тургеневскую жизнь, и судьбы его произведений. Здесь поставлены многие его пьесы, почти все большие повести и романы. Более 20 сезонов с успехом ставил тургеневские спектакли Б.Н. Голубицкий («Провинциалка» 1988 г.; "Дым«1990 г., спектакль стал лауреатом фестиваля «Весна-90» и был показан на сцене МХАТа имени А.П. Чехова; «Завтрак у предводителя» 1991 г.; «Последний колдун» 1993; «Неосторожность» 1995 г.; «Где тонко, там и рвется» 1997 г.; «Нахлебник» 1999 г.; «История лейтенанта Ергунова» 2001 г.; «Любви прекрасная звезда» 2005 г.; «Отцы и дети» 2008 г.).

Театральную историю Орла невозможно представить без тургеневских спектаклей. Они нередко становились поворотными событиями в биографии театра, открывали новые театральные здания. Так произошло и в 2017 году. После продолжительного ремонта на сцене театра вновь зазвучали голоса тургеневских героев в спектакле «Первая любовь» в постановке художественного руководителя театра И.А.Черкашина.

На тургеневской драматургической классике орловские актеры и режиссеры оттачи­вают свое искусство, а зрители полу­чают то, чего они порой лишены в су­ете XXI века.

(По материалам Музея истории Орловской сцены)

    09.11.2017