Репертуар

Прощальный свет

Павел Павловский

Драматическая поэма о Федоре Тютчеве

Действующие лица и исполнители:

  • Федор Иванович Тютчев — заслуженный артист России М.М. Корнилов
  • Эрнестина Федоровна Тютчева — заслуженная артистка России Т.Е. Попова
  • Елена Александровна Денисьева — Ю.И. Некрасова
  • Режиссер-постановщик — заслуженная артистка России Т.Е. Попова
  • Художник по костюмам — Е.В. Антохина
  • Руководитель постановки —  заслуженный деятель искусств России Б.Н. Голубицкий


 

Премьера состоялась в октябре 2007 года

Выдающийся поэт-лирик Федор Иванович Тютчев стал главным действующим лицом драматической поэмы «Прощальный свет» старейшего московского драматурга Павла Павловского. Автор доверил тургеневскому театру право ее первой постановки. Спектакль осуществлен при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.

В драматической поэме «Прощальный свет» — всего три героя: Федор Тютчев, его вторая жена Эрнестина и Елена Денисьева, воспитанница Смольного института благородных девиц, где учились дочери поэта. Навещая их, он познакомился с Еленой в 1850 году и увлекся полушутя. Эрнестина даже немного поощряла милое «васильковое дурачество» мужа, надеясь, что это убережет его от львиц большого света. В молодости, в разгар ее тайного романа с Тютчевым (еще была жива его первая жена Элеонора), брат Эрнестины — человек образованный и наблюдательный, поведал ей сказочную историю: когда-то у колыбели Тютчева появилась фея, взмахнула волшебной палочкой и оставила младенцу свой подарок — отныне его должны любить решительно все, а сам он будет жить, питаясь этой любовью, как райская птица цветочной амброзией.

Любовь к Женщине стала истинной потребностью поэта. Его постоянно должна была волновать Муза, молодая, влекущая. Подлинная жизнь для него — это жизнь сердца.

Встреча с Еленой Денисьевой оказалась роковой. 14 лет их трудных, беззаконных в глазах общества отношений, 14 лет совместных печалей, тревог и радостей, рождение детей... На Елену обрушилось проклятие отца, презрение света. Огромное чувство поэта стало для нее — натуры прямой, вспыльчивой, жертвенной, — «судьбы ужасным приговором». Она неистово любила Тютчева, молилась на него, называла его — «мой Боженька!»

Горькое чувство вины перед обеими, дорогими ему женщинами, странная раздвоенность, тягостные метания разрывали его сердце.